Опубликованы рейтинги лучших вузов России по направлениям подготовки — 2024.
Это 36 предметных списков в семействе «Три миссии университета». В новые списки вошли 170 вузов из 43 регионов России. По числу представленных университетов лидирует, помимо Москвы (42 вуза) и Санкт-Петербурга (23 вуза), Республика Татарстан с десятью участниками. Первые места хотя бы в одном из 36 рейтингов заняли 17 вузов.
Результаты нового рейтингового исследования представили генеральный директор RAEX и Ассоциации составителей рейтингов Дмитрий Гришанков и исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» в RAEX Алексей Ходырев. Они рассказали, что ключевое условие для участия в рейтингах — приём студентов на первый курс на направления подготовки бакалавриата или специалитета по данному направлению и общая численность обучающихся выше заданного для конкретной предметной области порога. При этом публикуемые списки довольно короткие: в них входит по 20 или менее вузов. То есть многие вузы прошли оценку в рамках подготовки рейтингов, но не были включены в публикуемую часть.
Ивановский государственный энергетический университет вошел в топ-10 вузов по направлению «Ядерная энергетика и технологии».
При ранжировании используется методология, схожая с подходом большого международного рейтинга «Три миссии университета», — все показатели делятся на группы «Наука», «Образование» и «Общество». Данные для оценки поступали из статистической отчётности Минобрнауки и результатов олимпиады «Я — профессионал», с платформ-агрегаторов онлайн-курсов Class Central и «Открытое образование», из баз данных научных публикаций, соцсетей, СМИ и веб-аналитики. То есть задействованы только внешние по отношению к самим ранжируемым вузам источники данных. На вебинаре отмечалось, что в будущем могут учитываться мнения о вузах в профессиональных сообществах.
Среди наиболее весомых критериев в предметных рейтингах «Три миссии университета» сейчас:
- средние баллы ЕГЭ поступивших на программы по тому направлению, по которому составляется список;
- численность преподавателей по направлению;
- объём финансирования в расчёте на численность студентов;
- количество научных публикаций, индексируемых в базах данных Web Of Science и в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ);
- общее количество обучающихся по данному направлению и доля среди них аспирантов;
- доля поступающих из других регионов;
- аудитория сайта и соцсетей вуза.
Вес каждого показателя при определении общего балла различается для разных предметных областей. Например, для естественно-научных направлений подготовки более значимы критерии из области «Наука», а для гуманитарных — образовательные метрики.
- 13 просмотров